«Храмы Кама-Сутры в Каджурахо: самое эротичное место мира! Самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом! Откровенность и секс в каменных изваяниях!» - кричат путеводители и туроператоры, призывая отправиться в самое сердце индийского штата Мадья Прадеш. Каджурахо, несомненно, притягателен. Хотя из 85-ти храмов, сохранилось только 22-ва, они стоят того, чтобы проделать долгий путь. Каждый из них великолепен, каждый настолько филигранен и тонок по работе, что кажется высеченным из единого каменного монолита чей-то божественной рукой. Такое впечатление создается тысячами скульптур и скульптурных композиций, украшающих каждый дюйм стен храмов. Именно благодаря им, замысловатым и прекрасно созданным, храмы Каджурахо стали всемирно известны.
Поэтому не удивительно, что в этой маленькой деревушке, затерянной среди лесов, есть свой собственный аэропорт с регулярными рейсами в Дели. Не удивительно, что многие владельцы сувенирных лавок, такие же шумные и настырные, как и везде в Индии, изъясняются на нескольких европейских языках. Не удивительно… и создается впечатление, что все 3.000 местного населения, включая средства передвижения, отрабатывают свою карму, пытаясь ублажить откликнувшихся на заманчивый призыв туристов со всего света. Удивительно лишь то, что многие из них, разыскивая среди множества скульптур сцены из известного трактата, так и не поняв их внутренней красоты, никогда не узнают и не почувствуют, что к иллюстрации «Кама-Сутры» храмы Каджурахо имеют самое отдаленное отношение…
Практически никаких записей об их постройке не сохранилось, известно, что храмы появились в период с 950 по 1050 г.г. н.э., во время правления династии Раджпутов Чанделла. Столицей Каджурахо был совсем недолго и, скорее, исполнял функции религиозного центра династии. Схожие в архитектурной концепции, храмы, все же, не принадлежат к какой-то одной религии или религиозному направлению: некоторые посвящены Шиве, другие – Вишну, третьи – Джайну Тиртанкарасу.
Именно смешение религиозного и эротичного в архитектуре, наводит на мысль о принадлежности Каджурахо к учению Тантры. Доказательство тому – скульптуры всех храмов, которые, в первую очередь, дань жизни, в ее возвышенном и непосредственном воплощении. Эротические сцены представлены на относительно небольшой части фресок, хотя все скульптуры пронизаны тонким эротизмом, манифестирующим красоту чувственного человеческого бытия, отраженного с интригующей и изящной откровенностью.
Главный мотив – женщина, празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях. Женщина, пишущая письмо, играющая с ребенком, приоткрывающая тонкую лодыжку… Женщина, вынимающая занозу из ступни, целующая любовника в полном растворении, смотрящая в зеркальце на свое прекрасное отражение… Женщина, расчесывающая волосы, играющая на флейте, танцующая с радостной энергией… Женщина - невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью.
Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Каджурахо. Когда однажды вечером Эмавати, очаровательная молодая дочь священника-брамина, купалась в речке Рати, ее соблазнил Бог Луны. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Отвергнутая всеми, одинокая женщина стала искать прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти, способной реализовать пустоту человеческого желания и красоту женской любви.
Сколько бы вопросов не рождали храмы Каджурахо, сколько бы теорий не выдвигалось на сей счет, возможно, ответы так никогда и не будут найдены. Несомненно одно, путешествие в самое сердце индийского штата Мадья Прадеш стоит того, чтобы проделать долгий путь.